tankist_31 (tankist_31) wrote,
tankist_31
tankist_31

Categories:

Из особенностей Т-34-85 часть 10

Решил сделать запись о том , чем различались Т-34-85 разных заводов , в том числе и зарубежных. Все же не все могут различить танки разных заводов , поэтому постараюсь все сделать доходчиво и понятно. Сразу предупреждаю - будет очень много фотографий.

Начнем с "головы". И так , танки Т-34-85 выпускали на заводах: в Нижнем Тагиле - №183 , Горьком - №112 , Омске - №174 , а также в Польше и Чехословакии.
Самые массовые танки - это машины завода №183.
Башни этих машин выглядят следующим образом:
приблизительно до осени 1944-го;















с осени 1944-го до весны 1946-го отливка башни была практически неизменной (я не беру в расчет ком. башенку , литьевые номера и т.д.);



















































с тагильскими башнями закончили.
Теперь переходим к сормовским башням. Так как ранних башен не сохранилось , то я начну рассматривать с башен , которые выпускались весной-летом 1944-го года;





























с осени 44-го и по май 45-го башня выглядела вот так:













































с мая идут башни с разнесенными вентиляторами ,
причем такие башни встречаются двух типов:
с т.н. "ступенькой"
она отмечена красным ,



















и без нее:

















Следующими будут башни завода №174.
За все время производства подобных башен можно выделить два основных типа отливки:
ранний (лето-зима 1944-го);



















поздний (начало 45-го - конец производства):



























Еще одним характерным отличием был козырек на крыше башни:
на омских машинах он крепился на 8-ми болтах ,

а на тагильских и сормовских он выглядел вот так.



Переходим к зарубежным башням:
польские башни выглядели вот так:













































из отличительной особенностью был литьевой номер:



а это уже башни чехословацких машин ,
их литье в некоторой степени похоже на польское , но никаких литьевых номеров на башне нет:



















На этом с башнями все и переходим к корпусам.
по корпусам можно отметить несколько деталей , а именно пробку механизма натяжения:
на тагильских , омских , польских и чешских машинах она выглядела вот так ,


а на сормовских танках она выступала.

Но опять же , на музейных экземплярах пробки могли поставить те какие были под рукой. Поэтому более точным указателем завода может служить кормовая плита.
На танках завода №183 кормовой лист держался на двух узких петлях и устанавливался встык;





бронелист на сормовских машинах устанавливался внахлест ,



а петли были широкими.

В Омске бронелист ставили как и в Тагиле , т.е. встык ,

но петли были широкие.

Здесь хотелось бы немного углубиться. Дело в том , что сохранилось немало машин на которых широкие петли заменены на узкие.

Отличить такие корпуса от тагильских можно по конфигурации болтов:
у тагильских один болт после петли ,

а у омских два.

Также хочу сказать , что встречаются сормовские петли или похожие на них на тагильских машинах. Это уже послевоенное творчество.

Еще в Омске буксировочные крюки шли без уступа ,

а все остальные делали крюки с уступом.



Тагильские и омские корпуса имела т.н. ступеньку на днищу корпуса ,

а на сормовских ее не было.

Еще тагильские и омские корпуса имели такую особенность , как приварку нижней лобовой детали к бортам в шип;

на танках 112-го завода нижняя лобовая деталь устанавливалась в накладку на борта.

Еще на заводе №112 лобовой бронелист приваривался несколько по-другому ,

чем на других заводах.

Также хочу отметить , что из советских заводов , только Нижний Тагил выпускал безбалочные корпуса.

Переходим к польским корпусам.
Они имели безбалочный нос ,

и кормовой бронелист , идентичный таковому завода №183.

Встает вопрос , а как отличить эти корпуса ?
Придется снова обратиться к деталям.
Большинство польских танков имеют фигурные бронировки выхлопных патрубков ,

в то время как тагильские выглядели вот так.

Но бронировки могли ставить и на советские машины , так что это не 100% вариант.
Наиболее достоверным признаком являются бронировки бортовых передач , на польских машинах они были литые ,

а на тагильских безбалочных корпусах они выглядели вот так.

Чехословацкие корпуса выглядели с кормы также , как и омские ,

но сочетание таких широких петель и безбалочного носа - признак чешских машин.



Думаю , что этих признаков достаточно , если что-то забыл то пишите в комментариях. Не ругайтесь , что запись получилась большой , не очень хотел делить ее на несколько частей.
Благодарю за информацию: components-and-parts.com/ , http://legion-afv.narod.ru/ , https://nikarios.livejournal.com , https://psina-zloj.livejournal.com/ , http://myauu.livejournal.com/ , https://riaslov.livejournal.com/ , поисковые системы google и яндекс.
Замечания , исправления , дополнения приветствуются.
Tags: белоруссия, польша, россия, т-34-85, узбекистан, украина, чехия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments